наверх
  • Русский

    язык курса

  • 16 недель

    длительность курса

  • от 6 до 7 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс «Развитие ресурсов организма (для лиц с ОВЗ)» направлен на приобретение навыков мобилизации и оптимизации индивидуальных возможностей обучающегося. Во время взросления человек испытывает максимальное напряжение и стресс, которые могут привести к снижению мотивации, эффективности деятельности и нервному срыву. Процесс адаптации обучающихся является серьезным испытанием для организма. 

О курсе

Цель изучения дисциплины «Развитие ресурсов организма (для лиц с ОВЗ)» - приобретение навыков мобилизации и оптимизации индивидуальных возможностей обучающегося. Во время взросления человек испытывает максимальное напряжение и стресс, которые могут привести к снижению мотивации, эффективности деятельности и нервному срыву. Процесс адаптации обучающихся является серьезным испытанием для организма. 

Содержание дисциплины предусматривает:

1.         Формирование навыков стрессоустойчивости. Дисциплина содержит практические рекомендации по управлению дыханием, тонусом мышц и обучение навыкам визуализации.

2.         Понимание механизмов адаптационного процесса. Знания этапов протекания адаптационного процесса позволяют оценить собственную динамику, выработать более эффективную концепцию адаптации, спрогнозировать возможные риски и проблемные ситуации. В дисциплине учитывается специфика обучающихся, делается акцент на особенностях социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшем учебном заведении.

3.         Развитие ресурсов мозга. В стрессовой ситуации снижаются показатели по таким функциям, как память, внимание и мышление. Обучающимся предлагается пройти экспресс-диагностику и определить существующие показатели по вышеописанным функциям. Далее, используя практические рекомендации по развития ресурсов мозга, обучающиеся смогут самостоятельно провести курс тренировок. В завершении участники проведут повторную диагностику и сравнят показатели с исходными данными.

Формат

Каждая тема курса адаптируется под особенности студентов с нарушениями слуха и зрения:

1. Для слабослышащих и глухих студентов лекционный материал представлен в виде простых наглядных схем, коротких предложений. Все видеолекции сопровождаются субтитрами.

2. Для слабовидящих и слепых студентов лекционный материал представлены в виде аудиодорожек.

Помимо видеолекций в каждом разделе предусмотрены три уникальные рубрики «Экспертное мнение», «Вопрос-ответ» и «Практика».  Для работы над курсом выбраны 6 экспертов в области адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью: дефектолог, клинический психолог, специалист по реабилитации и адаптивной физической культуре, специалист по трудоустройству лиц с ОВЗ, стилист, сурдопереводчик. Каждый эксперт ответил на актуальные вопросы студентов по своей специализации.

В рубрике «Вопрос-ответ»  представлены мнения студентов о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе обучения. Психологи отмечают, что у студентов с ОВЗ есть ощущение, что их проблемы уникальны и у окружающих подобных затруднений нет. Участие студентов в модуле направлено на преодоление этого социального барьера и социальную идентификацию с другими студентами. При подборе студентов с ОВЗ и инвалидностью акцент был сделан на всем спектре нозологий. В работе над модулем приняло участие шесть студентов УрФУ: маломобильные (студенты с дцп и на инвалидной коляске), с нарушениями зрения (слабовидящий и тотально слепой), с нарушениями слуха (слабослышащий и глухой).  

Курс направлен на формирование практических навыков, поэтому особое внимание уделяется апробации различных упражнений. В рубрике «Практика» наглядно продемонстрировано, как правильно выполнять задания. У слушателя есть возможность выполнять задания одновременно со студентом в кадре. Таким образом, создается эффект интерактива.

По завершению каждого раздела для подведения итогов студентам предлагаются отрисованные скринкасты. Это подвид графических заметок, когда процесс иллюстрации проходит публично в онлайн-режиме.

Требования

Для освоения дисциплины необходимы общие знания школьной программы.

Программа курса

Раздел 1. Стрессоустойчивость и механизмы осознанной саморегуляции
Тема 1. Понятие стресса. Эустресс и дистресс
Тема 2. Стадии стресса
Тема 3. Стрессоустойчивость как механизм личностной безопасности
Тема 4. Приемы управления дыханием
Тема 5. Визуализация как механизм снижения напряжения
Тема 6. Способы управления тонусом мышц

Раздел 2. Основы адаптационного процесса
Тема 1. Адаптация как процесс
Тема 2. Психофизиологическая адаптация
Тема 3. Психологическая адаптация
Тема 4. Социальная адаптация как механизм социализации личности
Тема 5. Рекомендации по эффективной адаптации студента в высшем учебном заведении
Тема 6. Особенности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Раздел 3. Развитие ресурсов мозга
Тема 1. Диагностика мнестической деятельности
Тема 2. Основы мнемотехники упражнения для развития памяти
Тема 3. Современные методы диагностики внимания
Тема 4. Техники развития внимания
Тема 5. Диагностика мыслительной деятельности
Тема 6. Развитие мышления способы тренировки мозга

Раздел 4. Особенности успешного трудоустройства
Тема 1. Анализ рынка: правила подбора вакансии и компании
Тема 2. Телефонные переговоры с работодателем
Тема 3. Правила поведения на собеседовании
Тема 4. Адаптация в новом коллективе

Формируемые компетенции

УК-10: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

Направления подготовки

01.00.00 Математика и механика
02.00.00 Компьютерные и информационные науки
03.00.00 Физика и астрономия
04.00.00 Химия
05.00.00 Науки о земле
06.00.00 Биологические науки
07.00.00 Архитектура
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
10.00.00 Информационная безопасность
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
14.00.00 Ядерная энергетика и технологии
15.00.00 Машиностроение
16.00.00 Физико-технические науки и технологии
17.00.00 Оружие и системы вооружения
18.00.00 Химические технологии
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
28.00.00 Нанотехнологии и наноматериалы
29.00.00 Технологии легкой промышленности
30.00.00 Фундаментальная медицина
31.00.00 Клиническая медицина
32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина
33.00.00 Фармация
34.00.00 Сестринское дело
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
36.00.00 Ветеринария и зоотехния
37.00.00 Психологические науки
38.00.00 Экономика и управление
39.00.00 Социология и социальная работа
40.00.00 Юриспруденция
41.00.00 Политические науки и регионоведение
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
43.00.00 Сервис и туризм
44.00.00 Образование и педагогические науки
45.00.00 Языкознание и литературоведение
46.00.00 История и археология
47.00.00 Философия, этика и религиоведение
48.00.00 Теология
49.00.00 Физическая культура и спорт
50.00.00 Искусствознание
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество
53.00.00 Музыкальное искусство
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
55.00.00 Экранные искусства

Знания

Знать:

- виды стресса;

- стадии стресса;

- психофизиологические особенности адаптации;

- психологические особенности адаптации;

- особенности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Умения

Уметь:

- осуществлять базовую диагностику мнестической деятельности;

- использовать современные методы диагностики внимания;

- осуществлять первичную диагностику мыслительной деятельности;

- адекватно реагировать на неожиданные стрессогенные факторы;

Навыки

Владеть:

– навыками управления дыханием;

- навыками визуализации;

- управления тонусом мышц;

- техниками развития внимания;

- основами мнемотехники;

- способами тренировки мышления.

Отзывы о курсе

Дихорь Виктория Александровна


Должность: Педагог-психолог Центра инклюзивного образования, старший преподаватель Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ

Неволина Алена Леонидовна

Кандидат технических наук
Должность: начальник управления академического развития, УрФУ

Кокшаров Виктор Анатольевич

Кандидат исторических наук
Должность: ректор УрФУ

Спирина Марина Павловна

доцент
Должность: руководитель отделения оздоровительной физической культуры Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ, руководитель модуля «Физическая культура и спорт»

Шутова Евгения Борисовна

Старший преподаватель Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ
Должность: куратор по адаптивной физической культуре студентов с ОВЗ и инвалидностью УрФУ

Жилина Роксана Энбаатаровна


Должность: координатор программ регионального развития и индивидуального сопровождения при трудоустройстве, РООИ "Перспектива", г. Москва

Хлыстова Елена Викторовна

Кандидат психологических наук
Должность: дефектолог

Дорогина Ольга Ивановна

Кандидат психологических наук
Должность: психофизиолог

Бабикова Наталья Фаритовна


Должность: переводчик русского жестового языка

Насонова Ульяна Сергеевна


Должность: стилист

Ориничева Ольга Игоревна


Должность: Директор центра инклюзивного образования УрФУ

Христолюбов Алексей


Должность: студент УрФУ

Жукова Лидия


Должность: студент УрФУ

Дробот Елизавета


Должность: студент УрФУ

Иванова Влада


Должность: студент УрФУ

Вильдяксина Яна


Должность: студент УрФУ

Похожие курсы