course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Курс «Жития святых и источники по истории Русской православной церкви» освещает основные моменты истории, касающиеся русской православной церкви
Курс об источниках по истории Русской церкви преимущественно нарративного характера — житиях святых. В ходе курса формируются представления об особенностях нарративных источников о жизни святых в восточно-христианской традиции; благодаря курсу появляется понимание ключевых вопросов развития русской цивилизации; формируются представления о менталитете средневекового человека; представление о ключевых моментах в развитии средневековой России на материале автобиографий значительных фигур русской истории, а также трансформации этих представлений во времени.
Курс представляет собой видео лекции. К курсу прилагаются проверочные и контрольные задания, а также дополнительные материалы.
В курсе есть ссылки на учебники автора.
Курс предназначен для всех, интересующихся историей и культурой Древней Руси. Входные компетенции ограничиваются базовыми знаниями по истории России.
Курс состоит из 8 модулей, и продолжаться будет 8 недель
Модуль 1. Житие как литературный жанр
Модуль 2. Свято-Владимирский цикл
Модуль 3. Жития свв Бориса и Глеба, сыновей св. Владимира
Модуль 4. Агиограф преп. Нестор Печерский
Модуль 5. Киево-Печерский патерик
Модуль 6. Князья-мученики татаро-монгольской эпохи
Модуль 7. Князья-победители. Александр Невский и Довмонт Псковский
Модуль 8. Агиографы Епифаний Премудрый и Пахомий Серб
В результате обучения должно сформироваться комплексное восприятие житий как произведений литературы и исторических сочинений.
КП–01.1. Понимание особенностей исторического развития России, знание источников и способов их изучения, владение приемами историографического исследования.
КП–01.2. Готовность использовать знания об исторических процессах, основных событиях, вехах и этапах истории России, навыки работы в музее, архиве, среднем учебном заведении, знание истории народов Россиии стран СНГ, истории предпринимательства и менеджмента в России, исторического регионоведения и краеведения в своей будущей профессиональной деятельности.
КП–01.3. Способность к анализу и применению на практике моделей функционирования социальных, политических и экономических институтов российского общества, национальных и историко-культурных особенностей исторического процесса, структуры и специфики российской государственности, ментальное русского народа, истории политических партий и общественных движений России.
КП–01.4. Готовность к работе в общеобразовательном учебном заведении, способность разрабатывать и применять программы школьных занятий по истории.
КП–01.5. Способность разрабатывать проекты и проводить историко-патриотические мероприятия, экскурсионные и туристические маршруты.
КП–01.6. Готовность к участию в книгоиздательской деятельности, информационной поддержке историко-документальных телепроектов.
КП–01.7. Способность к поиску информации (в том числе в электронных каталогах и сетевых ресурсах), подготовке аналитических документов, применению современных методик гуманитарного знания в поисковых работах в военно-исторической и историко-социальной сферах, в проблематике историко-культурного наследия.
Знания в области истории России IX–XV вв. относительно процессов формирования русской государственности самосознания, а также специфики миропонимания и мышления средневекового христианина. Знания о культурном взаимодействия и политическом соперничестве Руси, Восточной Римской империи (Византии) и Западной Европы в эпохи раннего и зрелого Средневековья. В данном курсе Жития святых рассматриваются одновременно и как произведения художественной литературы, и с этой точки зрения как источники по истории культуры и общественного сознания, и как памятники исторической мысли, и соответственно, источники информации о биографиях людей и событиях, происходивших в знаковые периоды развития и формирования России.
В процессе обучения формируется умение анализировать и трактовать повествовательные источники (жития святых, летописи), сопоставлять их с документальными материалами (акты, уставы, грамоты), а также соответствующими источниками иностранного происхождения.
В результате у учащихся складываются навыки комплексного использования памятников изобразительного искусства, предметов материальной культуры и документальных материалов (монеты, печати) при исследовании исторических источников.
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Кандидат филологических наук
Position: доцент кафедры истории России с древнейших времён до XX века